Некоторые вопросы проведения специальной оценки условий труда.
(по состоянию на 23.12.2020)
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) является одной из обязанностей работодателя согласно статье 212 Трудового кодекса РФ.
С 1 января 2014 года в России действует Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (действующая редакция – от 27.12.2019 № 451-ФЗ). Он кардинально изменил подход к оценке условий труда и «льготному» пенсионному законодательству.
Процедура проведения СОУТ уже не первый год применяется на практике, но законодательство о спецоценке условий труда постоянно корректируется. С 2014 года Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ изменялся уже 6 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ, от 27.12.2019 № 451-ФЗ. Соответственно, весьма важно отслеживать изменения и пользоваться только актуальными редакциями, как законов, так и нормативных правовых актов.
От результатов СОУТ зависит уровень гарантий и компенсаций, которые должны быть предоставлены работникам, чьи рабочие места признаны вредными (опасными). Также от установленных по итогам СОУТ классов условий труда зависят размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Задача специальной оценки условий труда – заинтересовать работодателя улучшать условия труда. На основании результатов СОУТ работодатель может определить положенные работникам компенсации за вредную работу. Ответственные работодатели, нацеленные на обеспечение безопасных условий труда, используя результаты СОУТ, могут снизить свои издержки как на выплату компенсаций работникам, так и на уплату за них страховых взносов за счет улучшения условий труда и устранения вредных рабочих мест.
Согласно статье 8 Закона № 426-ФЗ СОУТ проводится совместно работодателем и аккредитованной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора. Необходимые сведения о данных организациях содержатся в соответствующем Реестре, размещенном на официальном web-сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru).
СОУТ проводится на платной основе за счет средств работодателя и является довольно затратным мероприятием. Из перечня аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, проводящих СОУТ, работодатели отдают предпочтение, как правило, организациям, которые предлагают невысокую стоимость проведения работ. Но при этом следует помнить, что низкая стоимость далеко не всегда является показателем добросовестности организаций и залогом объективных результатов.
По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже одного раза в пять лет. Начиная с 2020 года указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) (ранее было – со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда).
Обратите внимание!
С 01.01.2019 более не применяются переходные положения, установленные частями 1-4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ – аттестация рабочим мест по условиям труда и услуги по ее проведению «канули в Лету».
СОУТ проводится в соответствии с Методикой ее проведения, утвержденной приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014 г. (действующая редакция – от 27.04.2020 № 213н).
Процедура проведения СОУТ предусматривает декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ);
В отношении данных рабочих мест работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Форма и порядок подачи декларации установлены приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н (в ред. от 14.11.2016 № 642н) «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
Обратите внимание!
Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет (указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС).
После этого срока и при отсутствии в период ее действия несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет, т.е. «задекларированные» рабочие места не подлежат повторной спецоценке условий труда.