СОГЛАШЕНИЕ
между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа
на 2014-2016 годы
Договаривающиеся стороны: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, в лице руководителей высших исполнительных органов государственной власти (далее - Администрация), Ассоциация территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа в лице председателя А.Ф.Сырокваши (далее - Профсоюзы), Координационный совет Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа в лице председателя М.В.Кузовлева (далее - Работодатели), заключили настоящее Соглашение.
Стороны признают, что основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа (далее — Округа) по регулированию социально трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики Округа, обеспечения эффективной занятости, роста производительности труда, совершенствования профессиональной подготовки молодёжи, условий труда, повышения заработной платы работающих, доходов населения, сокращения доли низкооплачиваемых категорий работников, снижения дифференциации в сфере доходов и заработной платы, совершенствования социальной сферы.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых, региональных, территориальных соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, коллективных договоров в организациях Округа, в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на обеспечение их реализации, оказывают всестороннее содействие в развитии социального партнерства на всех уровнях.
Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены, дополнены и развиты в рамках заключения и реализации региональных трехсторонних соглашений на территории Округа.
Стороны, в пределах своих полномочий, принимают на себя обязательства, закреплённые Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения стороны на основе взаимных консультаций вырабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Обязательства Работодателей принимают на себя две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют функции работодателей.
Контроль за исполнением соглашения осуществляется сторонами как самостоятельно в пределах их полномочий, так и совместно, на заседаниях Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2014 года и действует до 31 декабря 2016 года.
В области социально-экономического развития Округа, обеспечения занятости населения, развития трудовых ресурсов, формирования на территории Округа единого социально-экономического пространства стороны:
Совместно:
1.1. Включают в региональные трехсторонние соглашения показатели увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства жилья, принимают меры по недопущению снижения объемов производства, сокращения рабочих мест, снижения жизненного уровня работников.
1.2. Создают условия по обеспечению роста производительности труда.
1.3. Оказывают содействие развитию межрегионального сотрудничества по таким направлениям, как производственная кооперация, продвижение продукции на рынки регионов, подготовка квалифицированных кадров, обмен передовым опытом (окружные выставки и ярмарки), организация отдыха и оздоровления работников и их детей, трудовая миграция.
1.4. Реализуют меры по предотвращению незаконных действий, нацеленных па ликвидацию или перепрофилирование организаций пауки, промышленности, сельского хозяйства, а также образовательных и других организаций бюджетной сферы. В случае угрозы таких действий информируют Трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа.
1.5. В целях реализации прав граждан в условиях массового высвобождения работников определяют в территориальных и региональных отраслевых соглашениях критерии массового увольнения с учетом специфики регионов.
1.6. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях на основе взаимных консультаций разрабатывают и осуществляют комплекс мер по снижению социальной напряженности.
1.7. Обеспечивают разработку и реализацию нормативных правовых актов и региональных программ в сфере содействия занятости населения, включая мероприятия для категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке, - женщин, молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, инвалидов.
1.8. Организуют с участием средств массовой информации информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и направления па профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования безработных и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность но востребованным на рынке труда профессиям (специальностям).
1.9. Содействуют созданию в организациях рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Оказывают содействие в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе после окончания ими образовательных организаций, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Предусматривают меры но обеспечению беспрепятственного доступа к рабочим местам и объектам социального значения.
1.10. Предусматривают в региональных трехсторонних соглашениях меры по обеспечению подготовки и повышения квалификации кадров (дополнительного профессионального образования) в соответствии с потребностями рынка труда, вопросы подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве, а также информационную работу, направленную на популяризацию профессий и специальностей, востребованных на рынке труда.
1.11. Содействуют участию Работодателей в различных формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в разработке содержания образовательных программ, общественной оценке качества образования и развитии учебно-производственных интегрированных комплексов.
1.12. Содействуют совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, а также ищущих работу граждан.
1.13. Содействуют обеспечению занятости участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
1.14. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона. Ежегодно рассматривают на заседаниях региональных трехсторонних комиссий заявки работодателей в отношении объемов и профессионально- квалификационной структуры привлечения иностранной рабочей силы. Включают представителей Профсоюзов и Работодателей в состав межведомственных комиссий, осуществляющих согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот.
1.15. В целях повышения престижа рабочих профессий проводят региональные конкурсы профессионального мастерства, в том числе для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования, направляют участников па окружные и всероссийские конкурсы, а также принимают участие в их организации и проведении.
1.16. Проводят консультации по вопросам формирования тарифов на топливно-энергетические ресурсы, транспорт и жилищно-коммунальные услуги.
1.17. Осуществляют меры, направленные па развитие малого и среднего бизнеса, вовлечения его представителей в систему социального партнерства.
1.18. Способствуют созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест при разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации.
1.19. Рассматривают социальные аспекты проекта бюджета в регионах на 2014 год и последующие годы на заседаниях региональных Трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений до их утверждения.
1.20. Способствуют участию организаций во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» и иных конкурсах социальной направленности.
Администрация и Работодатели:
1.21. Создают условия для развития отечественного производства и предпринимательства, развития межрегиональных хозяйственных связей, в том числе разрабатывают и реализуют проекты и программы, направленные на ускорение темпов экономического развития предприятий, повышение их инвестиционной привлекательности, уделяя особое внимание градообразующим.
1.22. Включают в региональные трехсторонние соглашения меры, направленные па снижение уровня безработицы в регионе.
1.23. Обеспечивают формирование государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров через систему среднего профессионального образования для экономики и социальной сферы регионов с учетом заявок работодателей и потребностей рынка труда.
1.24. Создают условия для социальной адаптации на рынке 'груда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным па рынке труда в регионе.
1.25. Проводят работу по внедрению целевого обучения обучающихся в системах профессиональной подготовки и профессионального образования на основании договоров о целевом обучении, заключенных между студентом и образовательной организацией, студентом и работодателем.
Администрация:
1.26. Обеспечивает участие представителей Профсоюзов и Работодателей в разработке и реализации мер, направленных на обеспечение занятости. Предусматривает принятие комплексных мер по защите экономики регионов от возможных негативных последствий, связанных с вступлением России во Всемирную торговую организацию, в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
1.27. Организует профессиональную ориентацию, психологическую поддержку и профессиональное обучение безработных граждан в рамках реализации региональных программ содействия занятости населения.
1.28. Учитывает необходимость межрегиональной кооперации и мобильности трудовых ресурсов в ходе реструктуризации систем профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, уделяя особое внимание устройству и содержанию общежитий для иногородних обучающихся.
1.29. Использует различные формы стимулирования работодателей к предоставлению молодежи первого рабочего места, трудоустройству инвалидов, в том числе квотирование рабочих мест.
1.30. При подготовке предложений по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы, формированию объемов квоты па выдачу иностранным гражданам разрешительных документов на право трудовой деятельности учитывает соблюдение работодателями обязательств региональных соглашений по заработной плате, отсутствие фактов высвобождения работников
- граждан Российской Федерации в течение предыдущего года в связи с сокращением численности, участие организации-заявителя в системе социального партнерства, наличие коллективного договора в организации и обеспечение социально-бытовых условий проживания иностранных работников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
1.31. Проводит экспертизу социальной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории региона, в том числе в части влияния на занятость населения (количество и профессионально- квалификационная структура рабочих мест, средняя заработная плата, социальный пакет работников).
Работодатели:
1.32. Разрабатывают и реализуют мероприятия по развитию персонала организаций, обеспечению высокопроизводительного труда.
1.33. Содействуют активному участию предприятий в модернизации организаций среднего и высшего профессионального образования, уделяя первостепенное внимание подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.
1.34. Развивают партнерские связи с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования. Оказывают содействие в прохождении производственной практики обучающимся среднего и высшего профессионального образования.
1.35. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, планируемых к увольнению. Предоставляют в центры занятости населения, первичные профсоюзные организации информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
1.36. Проводят консультации с профсоюзными органами по вопросу привлечения иностранной рабочей силы в организацию, руководствуясь при этом принципом соблюдения приоритетного права российских граждан на занятие свободных рабочих мест.
1.37. Обеспечивают по запросу профсоюзные органы, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информацией по социально-трудовым вопросам.
1.38. Сохраняют за работником средний месячный заработок па весь период обучения при направлении па дополнительное профессиональное образование с отрывом от производства при условии, что работника на обучение направляет работодатель.
Работодатели н Профсоюзы:
1.39. Предусматривают в коллективных договорах:
- возможность оказания материальной помощи работникам при увольнении по основаниям, связанным с реорганизацией, сокращением штата организации;
- категории работников, пользующихся правом преимущественного оставления на работе, дополнительно к определенным действующим законодательством;
- возможность предоставления оплачиваемого времени для поиска новой работы работником до наступления срока расторжения трудового договора;
- недопущение одновременного увольнения работников - членов одной семьи по сокращению численности или штата.
1.40. Предусматривают в коллективных договорах, с учетом финансово- экономического положения организации, финансирование мероприятий, направленных на переподготовку работников, предупрежденных об увольнении, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.
1.41. Способствуют распространению положительного опыта работы организаций по модернизации неэффективных производств, внедрению новых технологий, освоению и выпуску конкурентоспособной продукции и увеличению её объёма, созданию высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивающих безопасные условия труда, повышающих экологическую безопасность производства.
Профсоюзы:
1.42. Способствуют участию работников в управлении организацией. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных государственными программами социально-экономического развития региона.
1.43. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров, соглашений и контролируют их выполнение.
1.44. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе региональных комиссий, общественных советов по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
1.45. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением в организациях законодательства о труде, занятости, охране труда, социальной защите, в том числе жителей регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним, а также инвалидов, беременных женщин, подростков.
1.46. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов.
2. В области обеспечения достойного уровня оплаты труда, соблюдения трудовых прав работников стороны:
Совместно:
2.1. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в организациях всех форм собственности. Принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате и уплате социальных страховых взносов, активизируют в этих целях работу межведомственных региональных комиссий.
2.2. Предпринимают меры по доведению средней заработной платы в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Округа, до уровня не менее трехкратного размера прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации надушу населения.
2.3. Проводят регулярный мониторинг численности низкооплачиваемых групп работников в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Округа, и предпринимают меры к снижению их доли.
2.4. Принимают меры по легализации заработной платы в организациях.
2.5. Предусматривают в региональных трехсторонних соглашениях обязательства по установлению тарифной части заработной платы на уровне не ниже 60% от общего ее размера.
Администрации:
2.6. Формирует условия для поэтапного приближения минимальной заработной платы в бюджетном секторе до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации.
2.7. Принимает меры по включению в региональные трёхсторонние соглашения конкретных показателей увеличения фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, обеспечивая рост заработной платы не ниже уровня инфляции и поэтапное доведение заработной платы работников бюджетной сферы до уровня средней заработной платы в целом по региону.
2.8. Принимает меры по сближению уровней оплаты труда работников бюджетной сферы на территории Округа на основе их повышения.
2.9. Предусматривает в областном бюджете и рекомендует органам местного самоуправления предусмотреть в бюджетах муниципальных образований па 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов средства на повышение заработной платы для реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
2.10. Ежеквартально производит расчет величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, находящемся в пределах Округа, и через средства массовой информации доводит до населения сведения об уровне жизни, динамике индекса потребительских цен и средней заработной плате по основным видам экономической деятельности региона.
Работодатели:
2.11. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, выходных пособий и других выплат, причитающихся работнику в соответствии с действующим трудовым законодательством, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами, погашение сложившихся долгов по заработной плате; не допускают образования долгов но заработной плате и уплате социальных страховых взносов.
2.12. Обеспечивают размер минимальной заработной платы во внебюджетном секторе не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации.
2.13. Во внебюджетном секторе экономики устанавливают размер месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, запятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже федерального минимального размера оплаты труда.
2.14. Выплачивают выходное пособие при сокращении численности или штата работников из расчёта средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства. Предусматривают в коллективных договорах расчет средней заработной платы работникам без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.
2.15. С целыо сохранения единства тарификации работ, установления единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильного подбора и расстановки кадров, повышения деловой квалификации работников, рационального разделения труда, создания действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников руководствуются Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими согласованными и утверждёнными положениями профессиональных стандартов.
Работодатели и Профсоюзы:
2.16. Заключают коллективные договоры, соглашения в организациях, предусматривая в них:
2.17. ежегодную индексацию заработной платы па уровне не ниже индекса потребительских цен в соответствующем субъекте Российской Федерации, находящемся в пределах Округа, определяемого органом статистики, с учетом финансово-экономического положения организации;
2.18. сроки выплаты заработной платы;
2.19. размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
2.20. положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы па срок более 15 дней — простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы и оплате его в размере не мепее двух третей средней заработной платы работника;
2.21. установление систем нормирования труда, а также введение, замену и пересмотр норм труда в организации с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации работников;
2.22. при повышении производительности 'груда - соответствующее повышение заработной платы;
2.23. -оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые три дня нетрудоспособности;
2.24. порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее их дневной тарифной ставки за каждый нерабочий праздничный день;
2.25. обязательства по организации оздоровления и отдыха работников и их детей, в том числе финансовые из средств организаций;
2.26. средства, па социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, жилищно-коммунальные услуги, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление и другое.
Профсоюзы:
2.27. Осуществляют контроль за работой по ликвидации задолженности по заработной плате и уплате социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
2.28. Осуществляют контроль за выполнением положений коллективных договоров, соглашений организаций, в частности положений по оплате труда и материальному стимулированию работников организаций, обязательств по росту заработной платы, ответственности работодателей за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.29. Проводят постоянный контроль и принимают меры по выявлению и предотвращению случаев дискримииации в отношении работающих пенсионеров или работников предпенсионного возраста, предотвращению увольнений, сокращений и иных случаев нарушения трудовых прав граждан.
3. В области создания необходимых социальных условий жизни граждан на территории Округа стороны:
Совместно:
3.1. Разрабатывают мероприятия, направленные па улучшение демографической ситуации в Округе, в том числе па создание условий работающим гражданам для воспитания детей, соблюдение социально-трудовых прав работников с семейными обязанностями.
3.2. Содействуют созданию на территории Округа системы негосударственного пенсионного обеспечения населения.
3.3. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов и объектов дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Округа.
3.4. Содействуют организации и проведению периодических дополнительных и углубленных медицинских осмотров граждан, в том числе в рамках целевых программ, направленных па совершенствование оказания медицинской помощи населению.
3.5. Проводят спортивные мероприятия, включая спартакиады, спортивные фестивали и праздники, соревнования по отдельным видам спорта с участием работников предприятий и организаций.
3.6. Принимают в рамках своей компетенции меры по недопущению закрытия, перепрофилирования и продажи под иные цели в счет долгов организаций независимо от формы собственности их социально-культурных объектов, осуществляющих образовательную, физкультурно-оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых жителей региона при наличии потребности населения в предоставляемых ими услугах.
3.7. Предпринимают меры по обеспечению устойчивого финансирования жилищного строительства, созданию эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках действующих жилищных программ, поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством.
3.8. Принимают участие в долевом финансировании детских новогодних мероприятий, в том числе в обеспечении детей новогодними подарками.
Администрация:
3.9. В рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий принимает меры по недопущению опережающего роста тарифов на услуги ЖКХ в сравнении с ростом заработной платы.
3.10. Включает в состав Общественного совета, созданного при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования цеп (тарифов), представителей Профсоюзов и Работодателей.
3.11. Выделяет средства на очередной финансовый год на льготный проезд в пассажирском транспорте общего пользования льготным категориям граждан.
3.12. Принимает меры по повышению стипендий студентам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Округа, до уровня не ниже чем в аналогичных образовательных организациях федерального подчинения.
3.13. Принимает меры по сохранению и развитию сети детских загородных оздоровительных учреждений. Не допускает снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом.
3.14. Устанавливает долю стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, не выше 10% от ее полной стоимости для семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
3.15. Принимает меры для организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
3.16. Разрабатывает и принимает комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая предоставление земельных участков под строительство жилья экономического класса.
3.17. Обеспечивает формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), создание ипотечно-накопительной системы, предусмотрев меры государственной поддержки.
3.18. Принимает меры социальной поддержки работников бюджетной сферы, в том числе по их оздоровлению и санаторно-курортному лечению, в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
3.19. Предусматривает в региональных бюджетах па 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов средства:
на подготовку оздоровительных учреждений, находящихся в государственной областной собственности, к проведению мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей;
- па бесплатный завтрак для учащихся начальной школы из семей льготных категорий.
Работодатели:
3.20. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях с учетом финансово-экономического положения организаций, финансирование мероприятий в целях:
- создания условий для отдыха и лечения работников, членов их семей, оплаты путевок па санаторно-курортное лечение и оздоровление;
- приобретения жилой площади для работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
-осуществления единовременных выплат при рождении первого ребенка, при рождении второго и каждого последующего ребенка и при поступлении ребенка в первый класс в порядке и размерах, определяемых в коллективных договорах, соглашениях.
3.21. Сохраняют за работниками, высвобождаемыми в связи с сокращением численности или штата, право на первоочередное трудоустройство в организации при появлении вакантных рабочих мест.
3.22. Принимают участие в мероприятиях по созданию, оборудованию рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, женщин, воспитывающих малолетних детей, детей-инвалидов.
3.23. Предоставляют льготные займы работникам организаций на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретённого жилого помещения на условиях, установленных коллективными договорами, соглашениями.
Работодатели и профсоюзы:
3.24. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях с учетом финансово-экономического положения организации:
- меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия при рождении детей, поддержка беременных и кормящих женщин), молодым родителям многодетных, неполных семей, воспитывающим детей-инвалидов (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплата на питание детей, оказание помощи в обучении детей, оплата отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет);
- мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительскими и спортивными учреждениями, столовыми, другими оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, находящихся па их балансе, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, а также по поддержанию на должном уровне их м are р и ал ы I о -тех н ич ес ко й базы;
-финансирование, в том числе через профсоюзные организации мероприятий ио оздоровлению, досугу и отдыху работников и членов их семей, хозяйственному содержанию учреждений культуры, спорта, туризма, оздоровления и отдыха, находящихся на их балансе;
- предоставление отпуска матерям и отцам, в семьях которых двое и более детей в возрасте до 14 лет в любое время по их желанию.
Профсоюзы:
3.25. Проводят мониторинг соотношения роста заработной платы и тарифов па жилищно-коммунальные услуги, а также доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах нормативной площади жилого помещения.
3.26. Осуществляют профсоюзный контроль за ходом подготовки и проведения детского оздоровительного отдыха.
4. В области охраны труда и экологической безопасности стороны:
Совместно:
4.1. Обеспечивают реализацию на территории Округа государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
4.2. Содействуют проведению обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда, принятию мер по охране труда и созданию безопасных условий труда па каждом рабочем месте, в том числе в организациях бюджетной сферы.
4.3. Предусматривают в региональных трехсторонних соглашениях меры, способствующие улучшению ситуации в сфере охраны труда, снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также конкретные показатели снижения уровня производственного травматизма и занятости работников на работах с вредными и опасными условиями труда.
4.4. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда, информированию работников о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда, проведение региональных конкурсов в сфере охраны труда, сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда.
4.5. Содействуют обучению и повышению квалификации специалистов по охране труда и специалистов по экологической безопасности.
4.6. Осуществляют контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях на территории Округа.
4.7. Участвуют в разработке и реализации территориальных программ улучшения условий и охраны труда.
4.8. Осуществляют контроль за обеспечением безопасного пребывания детей в детских загородных оздоровительных учреждениях, участвуют в приёмке готовности их к детской оздоровительной кампании. Привлекают к участию в приёмке детских оздоровительных учреждений технические инспекции труда территориальных профобъединений и региональных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов.
Администрация:
4.9. Организует работу Координационного совета по охране труда и осуществляет методическое обеспечение работы координационных советов но охране труда муниципальных образований.
4.10. Содействует организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ но охране труда, осуществляет оценку качества аттестации рабочих мест в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе в учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации.
4.11. Предусматривает ежегодное финансирование мероприятий по охране труда учреждений бюджетной сферы в соответствии с планами, разрабатываемыми по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.12. Ежегодно публикует в средствах массовой информации информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о состоянии окружающей среды.
4.13. Разрабатывает и утверждает государственные территориальные программы (подпрограммы) улучшения условий и охраны труда, обеспечивает реализацию на территории субъекта Российской Федерации соответствующих федеральных целевых программ.
4.14. Разрабатывает проекты региональных нормативных правовых актов в сфере охраны труда и экологической безопасности с привлечением сторон социального партнерства.
Работодатели:
4.15. Обеспечивают улучшение условий и охраны труда, предупреждение и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях.
4.16. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.17. Принимают меры по сокращению численности работников основных видов производств, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
4.18.Обеспечивают проведение государственной экспертизы условий труда в организациях, имеющих рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.19. Способствуют дальнейшему развитию добровольного декларирования организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Способствуют развитию системы добровольного страхования жизни и здоровья работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.
4.20. Обеспечивают работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувыо и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными законодательством типовыми отраслевыми нормами.
4.21. Организуют проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлений на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников в соответствии с перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
4.22. Создают комитеты (комиссии) но охране труда в организациях и обеспечивают необходимые условия для деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях в проведении общественного контроля по условиям труда работников.
4.23. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам профсоюзов по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
4.24. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей в данной организации, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
4.25. Проводят в установленном порядке аттестацию вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.
4.26. Обеспечивают выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза.
4.27. Обеспечивают обучение поступивших на работу лиц безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, а также приём и сдачу экзаменов, проведение их периодического обучения по охране труда, проверку знаний требований охраны труда в период работы.
4.28. Обеспечивают выплату единовременной денежной компенсации свсрх предусмотренной федеральным законодательством семье в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая па производстве или профессионального заболевания, в размерах, определяемых коллективным договором, соглашением.
В случае трудового увечья, полученного работником в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, размер единовременной денежной компенсации определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности.
Профсоюз:
4.29. Анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике.
4.30. Участвуют в информационном обеспечении работников по вопросам охраны труда. Проводят разъяснительную работу среди работников организаций, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с предпринимателями без образования юридического лица, по вопросам охраны труда и предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
4.31. Инициируют в соответствии с законодательством создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях па территории Округа.
4.32. Организуют проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, их обучение, в том числе за счет средств социального страхования.
4.33. Осуществляют контроль за включением в коллективные договоры, соглашения обязательств по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.34. Участвую т в работе комиссий по аттес тации рабочих мест.
4.35. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, а также сбор, обобщение и анализ информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, в том числе по итогам аттестации рабочих мест.
4.36. Осуществляют профсоюзный контроль за профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников службы охраны труда, руководителей и специалистов организации по вопросам охраны труда и за обучением по охране груда членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
4.37. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.38. Обеспечивают участие своих представителей в составе координационных советов по охране труда муниципальных образований, комиссий по проверке знаний в организациях, осуществляющих обучение по охране труда работников.
4.39. Осуществляют общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
4.40. Оказывают содействие в организации и проведении в организациях смотров-конкурсов на лучшее состояние охраны и условий труда в структурных подразделениях, цехах, а также па звание «Лучший уполномоченный по охране труда».
4.41. Оказывают содействие в проведении конкурсов па лучшее состояние охраны и условий труда среди организаций региона.
4.42. Продолжают практику заключения договоров, соглашений о взаимодействии с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны окружающей среды в организациях, осуществляющих деятельность в регионах Округа.
5. В области молодежной политики стороны:
Совместно:
5.1. Проводят согласованную политику в ходе разработки и контроля за реализацией целевых программ социально-экономической поддержки молодежи, в том числе путем включения представителей профсоюзов в соответствующие межведомственные совещательные органы.
5.2. Реализуют меры по социально-трудовой адаптации молодежи, разрабатывают и реализуют в организациях программы по адаптации молодых работников на производстве, развитию наставничества.
5.3. Взаимодействуют с общественными молодежными организациями, обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью в организациях на территории Округа.
5.4. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей, в том числе по вопросам приобретения жилья.
5.5. Способствуют увеличению представительства молодежи в органах исполнительной власти всех уровней, в органах местного самоуправления, в органах объединений профсоюзов и работодателей.
5.6. Рассматривают па заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, касающиеся работы с молодежью и мер правовой и социальной защиты молодежи.
5.7. Организуют профориентационные экскурсии па предприятия, в организации и учреждения различных форм собственности с целью информированности молодежи при выборе профессии.
5.8. Оказывают организационную поддержку, создают условия для работы молодежных трудовых отрядов, в том числе предоставляя по взаимному согласованию временные и сезонные рабочие места.
5.9. Обеспечивают меры по проведению мероприятий в области охраны труда и здоровья молодёжи, по пропаганде здорового образа жизни.
5.10. Оказывают организационную поддержку, создают условия для развития творчества молодежи, спорта, туризма, а также ведут пропаганду здорового образа жизни. Содействуют с этой целыо привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных культурно-спортивных мероприятиях, а также проводят региональные олимпиады, соревнования, туристические слеты, фестивали, смотры-конкурсы, конференции, форумы и др.
Администрация:
5.11. Создает условия для занятости молодежи, совершенствует и развивает систему профессиональной ориентации среди обучающихся в общеобразовательных организациях.
5.12. Оказывает содействие молодым гражданам по созданию молодёжных жилищных кооперативов, других молодёжных объединений но строительству доступного жилья для молодежи.
Работодатели:
5.13. Проводят «дни открытых дверей», профориентационные экскурсии в организациях с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.14. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями на подготовку молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, проведения производственной практики обучающихся и стажировок.
5.15. Создают условия для получения образования и повышения квалификации молодых работников, а также участвуют в развитии целевого обучения и системы подготовки высококвалифицированных кадров па контракт! I о й ос н о вс.
5.16. Проводят в организациях работу по адаптации молодых работников, наставничеству. Реализуют меры поощрения молодежи, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
5.17. Включают в состав комиссии по охране труда представителя молодежного совета (молодёжной комиссии) первичной профсоюзной организации.
5.18. Информируют молодых работников о законодательно установленных для них льготах и дополнительных гарантиях (сокращенный рабочий день, обязательные медосмотры, порядок увольнения по инициативе работодателя, предоставление компенсаций работникам, совмещающим учебу с работой и т.д.).
5.19. В целях обеспечения профессионального роста молодых работников предусматривают возможность включения их в резерв руководителей подразделений организации.
5.20. Способствуют организации трудового соперничества среди молодых работников, проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства название «Лучший молодой работник по профессии».
Работодатели и профсоюзы:
5.21. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях, с учетом финансово-экономического положения организации:
- возможность предоставления общежития или ежемесячной компенсации затрат на аренду жилья молодым работникам, не имеющим собственного жилья;
- гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего и высшего образования;
- премирование или увеличение заработной платы при получении образования без отрыва от производства;
- обеспечение гарантий и расширение прав молодежи па образование, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и досуг;
- финансирование проведения в организациях массовых, культурных, спортивных мероприятий для молодёжи, организации досуга, отдыха и оз д ор о в л с п и я м о j I о д ё ж и;
-выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также работникам, вернувшимся на предприятие после прохождения срочной военной службы;
- материальную помощь молодым семьям, работающим в организации, при рождении ребенка и вступлении впервые в брак;
- установление оплаты труда молодым рабочим в повышенном размере на срок не менее одного года со дня приема на работу: для работающих па сдельной основе путем снижения норм времени (повышения расценок), для работающих на повременной основе при штатно-окладной системе оплаты труда путем увеличения оклада в процентах, при оплате по тарифной сетке - путем увеличения оплаты па определенное количество тарифных разрядов, по сравнению с тарифно-квалификационными характеристиками должностей.
5.22. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях следующие меры поддержки молодых специалистов:
- единовременные выплаты на хозяйственное обзаведение;
- частичную оплату проезда к месту работы и обратно;
возможность предоставления доплаты в зависимости от разряда, после окончания профессиональной образовательной организации среднего и высшего образования.
Профсоюзы:
5.23. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, создают в профсоюзных организациях советы (комиссии) по работе с молодежью.
5.24. Проводят обучение молодого профсоюзного актива по вопросам трудового законодательства, социального партнерства и других социально- экономических вопросов.
6. В области развития социального партнерства стороны:
Совместно:
6.1. Обеспечивают укрепление профсоюзов, соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
6.2. Принимают решения по обязательствам, включенным в Соглашение, после взаимных консультаций.
6.3. Взаимно обеспечивают представителям сторон возможность участия в рассмотрении проблем, не включенных в Соглашение, но представляющих взаим и ы й и н тс ре с.
6.4. Информируют представителей сторон о принимаемых решениях и нормативных правовых актах в области социально-трудовых отношений.
6.5. Обеспечивают участие региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в рассмотрении проектов законодательных, нормативных правовых актов в сфере труда, программ социально-экономического развития, утверждая, при необходимости, регламент такого участия.
6.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и их разрешению, развивая систему участия работников и работодателей в досудебном разрешении коллективных трудовых споров.
6.7. Принимают меры, направленные па наиболее полное освещение средствами массовой информации совместной деятельности сторон в рамках настоящего Соглашения, региональных трехсторонних соглашений, а также работы региональных трехсторонних комиссий.
6.8. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием инвестиционных компаний, в том числе на стадии подписания инвестиционных соглашений.
6.9. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, созданию профсоюзных организаций па предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
6.10. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса.
6.11. Организуют обучение представителей сторон настоящего Соглашения по вопросам договорного регулирования социально-трудовых отношений на различных уровнях системы социального партнерства.
Администрация:
6.12. Обеспечивает участие Профсоюзов и Работодателей в формируемых па уровне Округа и в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Округа, постоянно действующих совещательных органов, рассматривающих социально-трудовые вопросы.
6.13. При оказании организационной и иной поддержки предприятиям и организациям учитывает в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств коллективных договоров, соглашений.
6.14. Не реже одного раза в год проводит встречи с профсоюзным активом. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей в повышении их роли в гражданском обществе.
6.15. Рекомендует органам местного самоуправления сохранять право за городскими (районными) комитетами профсоюзов и подведомственными им объектами социального назначения, общественными объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций.
6.16. Обеспечивает освещение выполнения настоящего Соглашения в электронных СМИ, в том числе с предоставлением теле- и радиоэфира представителям Профсоюзов и Работодателей на безвозмездной основе в СМИ, учредителем которых является Администрация.
6.17. Предусматривает в региональном законодательстве о социальном партнерстве в сфере труда порядок присоединения к трехсторонним соглашениям работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории региона.
6.18. Инициирует рассмотрение вопросов о создании механизмов финансирования обучения представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.
6.19. При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почётных званий Российской Федерации, учитывает мнение профсоюзов, результаты выполнения коллективного договора, отраслевого, регионального и настоящего Соглашения.
6.20. Проводит политику невмешательства в деятельность профсоюзных организаций, объединений, действующих в регионе, в том числе по вопросам профсоюзного имущества.
6.21. Направляет проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Решения региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по направленным ей проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принимающими указанные акты.
Работодатели:
6.22. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях, не допускают случаев нарушения прав профсоюзов.
6.23. Перечисляют па счет профсоюзной организации денежные средства для ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной работы. Конкретные размеры отчислений устанавливаются коллективным договором или отдельным соглашением.
6.24. Исключают деятельность, препятствующую реализации права работников на вступление в профсоюзную организацию. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Ие увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику па том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия работодателя.
6.25. Обеспечивают условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
6.26. Рассматривают все требования, предложения, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях) и принимают соответствующие меры.
6.27. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Стороны социального партнерства.
6.28. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций. При обращении профсоюзных органов предоставляют информацию о правильности и полноте удержания, своевременности перечисления профсоюзных взносов.
6.29. Сохраняют за работниками, освобожденными от основной работы в связи с избранием в выборный орган первичной профсоюзной организации, трудовые права, гарантии, льготы, предназначенные для работников организации в соответствии с коллективным договором.
6.30. Предусматривают в коллективных договорах, с учетом финансового-экономического положения организации, обязательства по оплате труда освобожденным членам выборных органов первичной профсоюзной организации, а также обеспечение не освобожденным от основной работы членам профсоюзных органов всех уровней свободного времени для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
Профсоюзы:
6.31. Инициируют заключение коллективных договоров, региональных отраслевых и территориальных соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. Проводят общественную экспертизу проектов коллективных договоров.
6.32. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением территориальных трехсторонних соглашений.
6.33. Продолжают работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях.
6.34. Оказывают помощь в создании в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения коллективных трудовых споров и в соответствии с действующим законодательством принимают необходимые меры для их урегулирования.
6.35. Не выступают организаторами забастовок по обязательствам, включенным в настоящее Соглашение, трехсторонние соглашения, заключенные в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, коллективные договоры организаций на территории Округа при условии их выполнения сторонами.