• Зарегистрироваться
Информационная справка
PDF
Печать
E-mail
Добавил(а) Ирина   
21.12.15 13:17

Информационная справка о выполнении в 2014 году

Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа

на 2014-2016 годы

 

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа действует с 2005 года и является эффективным механизмом социального партнерства, элементом стабилизации и доверия в обществе.

Базовым инструментом для формирования единого социально-экономического пространства в округе является Соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа на 2014-2016 годы (далее - Соглашение ЦФО на 2014-2016 годы).

В Соглашении ЦФО на 2014-2016 годы стороны определили в качестве основных направлений взаимодействия принятие программ по укреплению реального сектора экономики, обеспечению безопасности и охраны труда, занятости населения, развитию трудовых ресурсов, росту заработной платы и повышению качества жизни в каждом регионе Центрального федерального округа.

В региональных трехсторонних соглашениях отражены практически все основные положения Соглашения Центрального федерального округа на 2014-2016 годы.

 

В области социально-экономического развития Округа, обеспечения занятости населения, развития трудовых ресурсов, формирования на территории Округа единого социально-экономического пространства:

Сторонами социального партнерства приняты обязательства в области экономической политики, совместная реализация которых позволила сохранить в 2014 году положительную динамику по ключевым макроэкономическим показателям во всех регионах Центрального федерального округа.

В ряде регионов Центрального федерального округа в региональные трехсторонние соглашения включены показатели увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства жилья (Ярославская и Костромская области, г. Москва), предусмотрено включение в отраслевые и территориальные соглашение вышеуказанных показателей (Тамбовская область).

В целом, по Центральному федеральному округу обеспечено увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов строительства, оборота торговли и объемов оказываемых услуг. В большинстве регионов ЦФО достигнут уровень среднероссийских показателей и выше, что позволяет округу занимать лидирующие позиции.

Проводятся ежегодные консультации сторон социального партнерства по проектам прогноза экономического и социального развития, проектам бюджета регионов на 2015 год и среднесрочный период 2016-2017 годов (в 2014 году - Ивановская, Тверская, Смоленская и др. области).

Во всех регионах Центрального федерального округа стороны социального партнерства принимают меры по недопущению снижения объемов производства, сокращения рабочих мест, снижения жизненного уровня работников. Территории участвуют в реализации государственных программ развития, разрабатывают и реализуют региональные программы.

В большинстве регионов создавались условия по обеспечению роста производительности труда, обеспечивалось взаимодействие с промышленными предприятиями по реализации инвестиционных программ и проектов в сфере технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, организации производства новых видов конкурентоспособной продукции. Оказывалось содействие промышленным предприятиям в развитии межрегиональной производственной кооперации и продвижению продукции на новые рынки внутри страны, велась работа по формированию перспективных площадок для создания новых предприятий, привлечению инвесторов, наращиванию кадрового потенциала.

В целях создания условий по обеспечению роста производительности труда реализуются Стратегии социально-экономического развития регионов, предусматривающие программы по созданию и развитию высокотехнологичных и наукоемких производств, что способствует модернизации существующих и созданию новых рабочих мест.

Так, например, в Белгородской области индекс производительности труда превышает среднероссийский показатель (101,1%) и составляет по итогам 2014 года 102,2%. В Курской области в 2014 году создано более двух тысяч новых рабочих мест. Предприятиям промышленного комплекса Тульской области предоставляются субсидии из регионального бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам для проведения технологического перевооружения и освоения новой конкурентоспособной продукции. В Ярославской области с 2014 года действует областная целевая программа «Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2014-2016 годы, предусматривающая создание благоприятных условий для роста производительности труда. В Калужской области, помимо действующих государственных программ, созданы льготные условия налогообложения для промышленных предприятий, производящих модернизацию производства. Подтверждена эффективность территориального инвестиционного развития Липецкой области: проект «Трехуровневая система инвестиционного и экономического развития Липецкой области» вошел в число 70 лучших практик регионального управления Российской Федерации.

В г. Москве в рамках реализации государственной программы «Градостроительная политика» принимаются меры по увеличению производительности труда до 2018 года в 1,5 раза относительно 2011 года посредством обобщения передового опыта по стимулированию интенсификации труда и распространения информации о внедрении новых технологий и модернизации оборудования.

В Тверской области утверждена концепция промышленной политики на период до 2020 года (в настоящее время разрабатывается программа по её реализации), одним из ключевых направлений которой является повышение производительности труда в Тверской области.

Развивается межрегиональное сотрудничество по таким направлениям, как производственная кооперация, продвижение продукции на рынки регионов, подготовка квалифицированных кадров, обмен передовым опытом (окружные выставки и ярмарки). Всеми субъектами Российской Федерации, находящимися в пределах Центрального федерального округа, заключены межрегиональные соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. На основании данных соглашений осуществляются взаимные поставки продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, осуществляется обмен опытом. Так, например, такие соглашения заключены правительством Москвы практически со всеми субъектами Российской Федерации, Костромской областью заключено порядка 60 Соглашений о межрегиональном сотрудничестве. Ярославская область взаимодействует с Ивановской, Тверской, Костромской областями, между Московской областью и Москвой заключено соглашение о совместном сотрудничестве по реализации государственной политики в сфере содействия занятости и трудовой миграции.

Наиболее распространенными и востребованными по-прежнему остаются ярмарки вакансий и учебных мест, которые проводятся повсеместно на всей территории округа. Например, в сентябре 2014 года в Смоленске состоялась ярмарка вакансий, в которой приняло участие более 20 предприятий области. В Калужской области проведены профориентационные встречи учащихся 10-11 классов с представителями организаций соседних регионов (Брянск, Тула, Смоленск, Москва). В Орловской области в 2014 году было организовано и проведено 58 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых участвовали 2,8 тыс. человек, в Тамбовской области организовывались интернет-ярмарки вакантных мест для безработных граждан и незанятого населения, семинары для безработных граждан: «Вы на рынке труда», «Техника трудоустройства», «Предпринимательство и самозанятость», «Школа безработных граждан», информационные встречи для безработных граждан «Ищу работу», «Путь в бизнес».

В течение 2014 года на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, угрозы незаконных действий, нацеленных на ликвидацию или перепрофилирование организаций науки, промышленности, сельского хозяйства, а также образовательных и других организаций бюджетной сферы, не выявлено. Реорганизация подведомственных государственных учреждений проводится в соответствующем законодательству порядке и в целях повышения эффективности работы и оптимизации их деятельности.

В Тверской области в 2014 году проведено два заседания Координационного совета по экономической безопасности, противодействию незаконным захватам и защите предприятий, на котором рассмотрены обращения трех хозяйствующих субъектов.

В целях реализации прав граждан в условиях массового высвобождения работников в территориальных и региональных отраслевых соглашениях определены критерии массового увольнения с учетом специфики регионов.

В среднем, таким критерием считается увольнение более 9% от штатной численности с количеством работающих свыше 15-20 человек и более в течение 30 календарных дней.

В регионах отработана система работы по снижению социальной напряженности в период, предшествующий массовому высвобождению работников. Проводятся мониторинги ситуации на рынке труда, разработаны меры по минимизации последствий массовых высвобождений. Стороны социального партнерства совместно принимали меры по социальной защите работников, высвобождаемых при реорганизации или ликвидации организации, определяли дополнительные гарантии (Тверская, Ивановская области).

В Липецкой области, в коллективных договорах на предприятиях агропромышленного комплекса (ООО «ДЖ.Т.И.Елец», ОАО «Добринский сахарный завод», ФГУП дендропарк «Лесостепная опытно-селекционная станция» и др.), расширен перечень категорий работников, имеющих преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата (предпенсионного возраста (за 3 года до пенсии), одинокие отцы или матери, воспитывающие детей до 16 лет, работники, проработавшие на предприятии более 10 лет, инвалиды войн и боевых действий, работники, на иждивении которых есть члены семьи, имеющие статус безработного, инвалида или пенсионера).

Как правило, в регионах приказы руководителей о сокращении численности или штата работников, влекущих за собой сокращение рабочих мест, направлялись на согласование в первичные профсоюзные организации. Так, в Костромской области, при профкоме Костромской ГРЭС была создана комиссия для проведения соответствующей разъяснительной работы с работниками предприятия. На предприятии предполагалось провести сокращение 124 единиц. В ходе проведенной работы число работников, подлежащих увольнению, сократилось до 43 человек. Во Владимирской области профсоюзами были выявлены нарушения трудового законодательства в ходе сокращений 1 196 работников ОАО «Завод «Автоприбор».

В Тверской области центры занятости осуществляют тесное взаимодействие с предприятиями, планирующими увольнения. Проводятся консультации как с работодателями об обеспечении социальных гарантий высвобождаемым работникам, так и с работниками по вопросам законодательства о труде и занятости, а также поиску новой работы.

На территории Белгородской области за период с 2011 по н.в. не было зафиксировано ни одного коллективного трудового спора. Уволенным гражданам оказывается широкий спектр государственных услуг в сфере занятости населения: подбор работы, повышение профессионального уровня, участие во временных работах и др.

В 4 квартале 2014 г. ситуация на рынке труда в Центральном федеральном округе характеризовалась как стабильная, массовые увольнения работников, в целом, не зафиксированы. Исключение составляет Московская область: за прошедший период 119 предприятий и организаций заявили о планируемом высвобождении 6,94 тысячи работников в связи с ликвидацией либо сокращением штатной численности, при этом фактически были высвобождены в объемах, соответствующих критериям массового увольнения 4,36 тысяч человек. Вместе с тем, уровень общей безработицы в области остался в допустимых пределах (3,5% от числа экономически активного населения) и составил 2,6%, то есть были приняты все необходимые меры, направленные на поддержку работников, которые позволили не допустить ухудшение ситуации с занятостью населения и вызвать рост социальной напряженности в регионе.

Во многих регионах, например, в Воронежской области, в областном трехстороннем соглашении содержится обязательство правительства реализовать программу дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда и поддержку высвобождаемых работников.

Стороны социального партнерства стремятся не допустить роста уровня безработицы. В каждом регионе созданы и работают «горячие линии», организовано переобучение кадров и тд.

В Орловской области на 1 октября 2014 года увеличилось число вакансий по сравнению с началом года на 3,4 тысячи единиц и составило 9,7 тысяч единиц. В Калужской области из 28,2 тысяч человек, обратившихся за содействием в трудоустройстве, получили работу 20,4 тысячи, при этом половина из них – работу постоянного характера.

Решение вопросов в сфере труда и занятости в регионах Центрального федерального округа осуществляется также посредством реализации тематических региональных программ, которые включают мероприятия для категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке, - женщин, молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, инвалидов. Около 40 % из числа обратившихся за содействием в трудоустройстве инвалидов трудоустраивается с помощью службы занятости. Так, в Московской области трудоустроено 55,2% инвалидов из числа обратившихся за трудоустройством (среднероссийский показатель составляет 39,7%), в Смоленской, в Орловской, в Курской, в Ярославской и других областях заключены договора на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в Калужской области доля трудоустроенных инвалидов составила 54,7%.

В целях содействия создания в организациях рабочих мест для трудоустройства инвалидов представители профсоюзов входят в состав координационных комитетов содействия занятости населения, где рассматривались наиболее актуальные вопросы рынка труда, трудоустройства, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Например, в Ярославской области в декабре 2014 года было проведено совещание, посвященное вопросам реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности проведения мероприятий по содействию трудоустройства инвалидов и на обеспечение доступности их профессионального образования. В Орловской области в 2014 году согласно принятой программе «Содействие занятости населения Орловской области» до 2020 года трудоустроено 57 инвалидов на специально оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

В целях стимулирования работодателей по созданию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья реализуются меры финансовой поддержки: субсидии на возмещение расходов на оплату труда инвалидов, трудоустроенных сверх квоты, предусмотрено возмещение затрат на переоборудование рабочих мест. В регионах округа развивается соответствующая инфраструктура, способствующая обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и объектам социального значения.

Сформирована и успешно функционирует на региональном уровне система подготовки и повышения квалификации кадров (дополнительного профессионального образования) в соответствии с потребностями рынка труда, решаются вопросы подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве (Брянской, Калужской, Костромской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской областях).

В регионах проводилась работа по участию работодателей в различных формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в разработке содержания образовательных программ, общественной оценке качества образования и развития учебно-производственных интегрированных комплексов. Так, в Орловской области разработаны рекомендации по совершенствованию участия работодателей в обучении и трудоустройстве студентов, созданы 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций, где ведется подготовка рабочих, служащих, профессиональная переподготовка по образовательным программам, прошедшим общественную сертификацию участием работодателей.

В целях повышения престижа рабочих профессий ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства, субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Центрального федерального округа активно участвуют во всероссийских конкурсах, таких как «Профессионал будущего», «Лучший по профессии», проводят региональные этапы конкурсов по конкретной профессии, например «Лучший лесоруб» в Смоленской области, «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства (Калужская область), «Московские мастера» (г. Москва), «Золотое сердце» (Тверская область) и др.

В Тамбовской области был проведен региональный этап конкурса «Лучший по профессии» в номинациях: «Лучший токарь», «Лучший лесоруб», «Лучший портной», «Лучший проводник».

В Белгородской области проведены 5 региональных этапов олимпиад профессионального мастерства, ярмарка профессий, в которых приняло участие свыше 2000 старшеклассников, заключено соглашение с региональным оператором движения Ворлдскиллс Россия. Во Владимирской области победителям отраслевых конкурсов профессионального мастерства присваивается звание «Мастер земли Владимирской». В рамках областной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Ярославской области» организованы областные конкурсы «Гончар-керамист», «Кузнец». В Липецкой области проводятся конкурсы на лучшую строительно-монтажную и специализированную организации, предприятие строительной индустрии.

В Ярославской области на предприятиях химических отраслей промышленности соревнования профессионального мастерства были приурочены к профессиональному празднику (ООО «Индустриальные декоративные составы» к Дню химика организовало корпоративный конкурс среди водителей автопогрузчиков), в г. Москве проводился конкурс «Московские мастера», «Лучшее предприятие для работающих мам» (всего в г. Москве проводятся конкурсы по 78 профессиям).

В Воронежской области, в целях повышения престижа рабочих профессий Федерацией профсоюзов проведена областная акция "Славим Человека Труда" по 8 номинациям, в том числе "Мастер "Золотые руки", "За содружество", "Трудовые династии", "Будущее России", "За верность профессии", "Профессиональное творчество", Московской областной организацией профсоюзов был проведен областной фотоконкурс «Мой профсоюз-защита и опора», в которой важное место занимала номинация «Моя профессия».

По инициативе объединения работодателей Ярославской области учащиеся учебных заведений привлекаются для участия в конкурсах профессионального мастерства в номинации «Лучший среди учащихся», в Орловской области в образовательных организациях среднего профессионального образования проведены региональные конкурсы профессионального мастерства по профессиям «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель категории «В», в организациях культуры «Лучший культработник», «Лучший преподаватель детской школы искусств». В Курской области организации принимают активное участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», в том числе: ОАО «Михайловский ГОК», Филиал ОАО «Концерн Росэнерготом» Курская атомная станция, ЗАО «ГОТЭК».

Сторонами социального партнерства были проведены областные конкурсы профессионального мастерства по профессиям: токарь, фрезеровщик, сварщик, водители автобусов, швея. В Тамбовской области ОАО «Пигмент» стал победителем конкурса высокой социальной ответственности.

В 2014 году в ряде субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, проведены региональные этапы Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» (Смоленская, Белгородская, Тульская, Московская области, г. Москва).

В целях признания достижений лучших коллективов и тружеников организаций производственной и социальной сфер в Белгородской области создана «Аллея трудовой славы», во Владимирской области – «Галерея Славы».

При подготовке предложений по объемам квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, стороны проводят согласованную политику и придерживаются принципа приоритетного права на трудоустройство российских граждан. Не допускаются случаи высвобождения российских граждан для последующего их замещения иностранными работниками.

Заявленная потребность работодателей рассматривается на совместных совещаниях и сокращается исходя из возможности удовлетворения данной потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.

В состав межведомственных комиссий по вопросам привлечения и использования иностранных работников включены представители профсоюзов и работодателей (Рязанская, Московская, Тверская, Тульская, Калужская, Смоленская области, г. Москва). В Ивановской области доля иностранных работников составляет 0,4% от экономически активного населения, на протяжении нескольких лет в регионе устанавливается самая низкая в Центральном федеральном округе квота на привлечение иностранной рабочей силы (на 2014 год – 2395 разрешений на работу). В Смоленской области работодателям, направившим заявки на привлечение и использование иностранной рабочей силы, рекомендуется прежде обратиться в центры занятости с целью подбора персонала из числа лиц, состоящих на учете. Одной из причин отклонения заявок работодателей в Липецкой области на привлечение и использование иностранной рабочей силы является несоблюдение ими обязательств регионального соглашения о заработной плате.

Особое внимание в регионах ЦФО уделяется проблеме оказания содействия в трудоустройстве гражданам, вынужденно покинувшим территорию Украины и получивших временное убежище на территории округа.

Профобъединениями совместно с региональными органами государственной власти организован мониторинг размещения граждан Украины, прибывших в регион, проводилась работа по сбору гуманитарной помощи нуждающимся гражданам Украины, на территории ряда областей были размещены пункты временного размещения для беженцев с Украины.

 

 

2. В области обеспечения достойного уровня оплаты труда, соблюдения трудовых прав работников:

В субъектах Российской Федерации ключевым направлением социального партнерства является осуществление системного контроля за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в организациях всех форм собственности.

В региональные трехсторонние соглашения включены наиболее благоприятные условия, гарантии и обязательства сторон социального партнерства, способствующие увеличению уровня минимальной заработной платы, развитию кадрового потенциала, созданию безопасных условий труда и обеспечивающие гарантии защиты работника от невыплаты заработной платы. Проводятся мониторинги численности низкооплачиваемых групп работников, определены целевые индикаторы по заработной плате. Органами надзора и контроля в отношении работодателей проводятся плановые и внеплановые проверки.

Анализ результатов выполнения пункта 2.12 Соглашения ЦФО об обеспечении размера минимальной заработной платы во внебюджетном секторе не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации показал, что во внебюджетной сфере минимальный размер заработной платы в 11 территориях Центрального федерального округа соответствует уровню прожиточного минимума трудоспособного населения (Белгородская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Орловская и Ярославская области), либо превышает его (Липецкая, Московская, Тульская области).

В Тульской области минимальная заработная плата превышает прожиточный минимум за второй квартал 2014 г. на 54%, в Липецкой области – на 30%, в Московской области – более чем на 19%, в г. Москве – на 4%.

Однако, в 2014 году в округе наблюдается изменение соотношения средней заработной платы к размеру прожиточного минимума в сторону понижения.

В ряде регионов Центрального федерального округа (Брянской, Владимирской, Рязанской, Смоленской и Тверской областях) минимальный размер заработной платы установлен ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Так, в Рязанской области минимальная заработная плата во внебюджетном секторе составляет 91% от прожиточного минимума трудоспособного населения; в Брянской области - 87%, в Тверской области - 81%, во Владимирской области - 70%, в Смоленской области - 68%.

В Ивановской и Тамбовской областях установлен фиксированный размер минимальной заработной платы, индексация которого не предусмотрена, что привело при дальнейшем повышении прожиточного минимума в регионе к невыполнению обязательств Соглашения ЦФО.

В бюджетной сфере необходимо продолжать работу в части совершенствования оплаты труда. В Калужской области минимальная заработная плата равна прожиточному минимуму трудоспособного населения региона, в 4 территориях ЦФО установлен фиксированный размер минимальной заработной платы, превышающий величину прожиточного минимума трудоспособного населения (в Белгородской области (8046 руб.), в Московской области (12000 руб.), в Тульской области (10 000 руб.) и в г. Москве (14500 руб.).

В 4 регионах (Брянской, Липецкой, Тверской, Ярославской областях) установлена фиксированная величина минимальной заработной платы, которая выше чем федеральный МРОТ(5965 руб.), но ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, принятого в регионе.

В 9 субъектах ЦФО (Владимирская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Курская, Орловская, Рязанская, Смоленская и Тамбовская области) минимальный размер заработной платы в бюджетном секторе установлен на уровне МРОТ (5965 руб.).

В региональные трехсторонние соглашения на 2014-2016 годы были включены обязательства по доведению средней заработной платы работников в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах ЦФО, до уровня не менее трёхкратного размера прожиточного минимума, установленного на душу населения, в Московской (Соглашение на 2015-2017 гг.), Рязанской (соглашение на 2015-2017гг.) и Тульской (Соглашение на 2015-2017 гг.) областях -4-х кратного.

В 13 регионах Центрального федерального округа уровень средней заработной платы достиг уровня трехкратного размера прожиточного минимума, установленного на душу населения, либо превысил его (превышение составляло от 7% до 23%): в 11 регионах округа принятые обязательства выполнены в полном объеме, в Московской области средняя заработная плата превысила запланированный четырехкратный размер прожиточного минимума на 5%, в г. Москве достигнуто пятикратное соотношение.

В 5 регионах установленные обязательства не выполнены (Владимирская (2,9), Ивановская (2,6), Костромская (2,7), Орловская (2,8), Рязанская (2,6).

В 2014 году проводился мониторинг задолженности по заработной плате, сокращению работников, неполной рабочей неделе.

Наиболее актуальным является вопрос о выплате задолженности по заработной плате. Профобъединения Центрального федерального округа проводили сбор информации о количестве предприятий, где имела место задолженность перед работниками по заработной плате, и о величине задолженности. Следует отметить, что полученные результаты отличаются от данных официальной статистики и превышают их (в Воронежской, Костромской, Орловской, Ярославской областях и г. Москве).

Режим неполного рабочего времени был введен на 170 предприятиях ЦФО более чем для 11 тысяч сотрудников, на 150 предприятиях ЦФО уволено свыше 2, 5 тысяч человек, планируется уволить более 11 тысяч человек. С начала 2014 г. режим неполного рабочего на длительный период времени (более чем на 6 месяцев) вводился на предприятиях Брянской и Ярославской областей, для 100% сотрудников данный режим вводился на предприятиях Брянской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тверской, Ярославской областей.

Созданы и действуют региональные коллегиальные органы (межведомственные комиссии или рабочие группы) по легализации заработной платы, погашению просроченной задолженности в Костромской, Рязанской, Московской, Воронежской, Владимирской, Тверской, Тамбовской областях и др.

В Ивановской и Тверской областях утверждены планы по ликвидации просроченной задолженности по заработной плате и легализации трудовых отношений граждан. В Тульской области в решение проблемы погашения задолженности включены органы местного самоуправления, которые проводят еженедельные мониторинги и, в случае выявления нарушений, направляют сведения в прокуратуру.

Так, в Белгородской области проводились ежемесячные мониторинги в организациях производственных видов экономической деятельности, имеющих среднемесячный размер заработной платы менее 15 тыс. рублей и задолженность по выплате заработной платы. Руководители таких организаций приглашались на заседания муниципальных комиссий по обеспечению роста заработной платы, своевременности и полноты перечисления обязательных платежей от фонда оплаты труда, членами которых являются представители профсоюзов, прокуратуры, инспекций по труду, пенсионных фондов, службы судебных приставов и др.

В ряде территорий профсоюзами совместно с органами исполнительной власти проводился мониторинг по численности низкооплачиваемых групп работников (Белгородская, Воронежская, Орловская, Ивановская, Липецкая, Тамбовская, Тульская и др. области).

В организациях, где месячная заработная плата работника ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения, сторонами социального партнерства разрабатываются программы поэтапного повышения заработной платы до указанного уровня (Владимирская область). В Белгородской области реализуется областной проект «Противодействие нелегальным трудовым отношениям – обеспечение социальных гарантий работникам».

Важнейшим вопросом остается состав заработной платы.

В большинстве региональных трехсторонних соглашений ЦФО предусмотрены обязательства по установлению тарифной части заработной платы на уровне не ниже 60% от общего ее размера или выше.

В 11 регионах ЦФО обязательства составляют 60% (Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Липецкая, Московская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская области), в 5 регионах - 70 % (Воронежская, Калужская, Курская, Орловская и Ярославская области). В Тверской области установлен размер месячной тарифной ставки на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом, в г. Москве - не ниже размера минимальной заработной платы в соответствии с соглашением о минимальной заработной плате в городе.

3. В области создания необходимых социальных условий жизни граждан:

В соответствии с п.3.1. Соглашения стороны социального партнерства совместно разрабатывают мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в округе, в том числе на создание условий работающим гражданам для воспитания детей, соблюдение социально-трудовых прав работников с семейными обязанностями.

В 2014 году в Центральном федеральном округе продолжена работа по решению задач, определенных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года. С целью улучшения демографической ситуации в Центральном федеральном округе в регионах приняты соответствующие нормативные правовые акты, реализуются государственные программы, направленные на поддержку семей с детьми. Во всех субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах округа, разработаны дополнительные комплексы мер, направленные на повышение рождаемости, в том числе предусматривающие ежемесячные денежные выплаты на второго (или третьего) и последующих детей. В Ивановской области многодетным семьям в 2014 году предоставлен в собственность 1661 земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства либо жилищного строительства. Осуществляется взаимодействие с Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – в большинстве территорий региональные программы по защите прав материнства и детства получают софинансирование Фонда. Например, проект Тульской области «Никому не отдам» направлен на пропаганду материнства, профилактику абортов, исключения случаев отказа от новорожденных. В целях повышения престижа и роли семьи, поддержки семейных ценностей, в ряде регионов округа проводятся конкурсы, например «Семья года» в Ивановской области, фестивали семейного творчества, например «Во имя любви и верности» в Липецкой области, выставки декоративно-прикладного творчества и др.

Особое внимание в регионах уделяется организации профессионального переобучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Так, в Орловской области разработана программа дополнительного образования по специальностям «Повар», «Продавец, контролер кассир», «Портной», «Мастер маникюра» и др., которая реализуется на базе бюджетных образовательных учреждений области, проводится эксперимент по обучению молодых женщин до 23 лет, имеющих детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России. При проведении уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений специалистами комитета по труду и занятости населения Курской области рекомендуется работодателям предусматривать в них льготы и преимущества для женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в том числе предоставление возможности работы по гибкому графику. Во Владимирской области профессиональное обучение женщин проводилось по 26 специальностям.

В коллективных договорах организаций предусматривались меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым, многодетным и неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплата на питание детей, оказание помощи в обучении детей, оплата отпуска по уходу за ребенком до трех лет).

В коллективные договоры включался пункт, согласно которому матерям и отцам, в семьях которых двое и более детей в возрасте до 14 лет предоставляются отпуска в любое время по их желанию. (Ярославская и др. области)

Кроме того, в регионах округа реализуются меры по охране здоровья населения, улучшению жилищных условий, содействию занятости населения, обеспечению доступности дошкольного образования и снятию очередности в детские образовательные учреждения. В результате достигнута положительная динамика отдельных показателей демографических процессов во всех субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа. В округе созданы благоприятные условия для развития культуры, спорта, организации детского и семейного отдыха, сохранения сети социально-культурных объектов.

В целях создания системы негосударственного пенсионного обеспечения населения на территории регионов действуют представительства негосударственных пенсионных фондов НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ «Благосостояние», НПФ Сбербанка и др.

В субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, успешно решается задача организации здорового содержательного досуга населения. При поддержке региональных бюджетов выполняются работы по развитию «клубной сети» учреждений культуры и дополнительного образования, развивается социальная инфраструктура, в том числе спортивная. В рамках реализации региональных государственных программ по развитию физической культуры и спорта проводятся спортивные мероприятия, на предприятиях и организациях ведется работа по созданию спортивных клубов, определены пилотные предприятия для тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», проводятся спортивные мероприятия среди трудовых коллективов. Это спартакиады, спортивные фестивали и праздники, соревнования по отдельным видам спорта с участием работников организаций, проводились «Дни здоровья», лично-командные соревнования по лыжным гонкам, соревнования по мини футболу, футболу, волейболу, легкоатлетическому кроссу, шахматам, настольному теннису, волейболу, плаванию (Ярославская, Владимирская, Тамбовская, Курская и другие области). В г. Москве традиционно проводятся массовые соревнования по лыжным гонкам «Московская лыжня», спортивные соревнования «Всей семьёй за здоровьем!». В Орловской области были организованы зимний и летний спортивные праздники, соревнования по рыбной ловле, в которых приняли участие порядка 1000 работников, студентов, учащихся.

Совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации проводятся периодические и углубленные медицинские осмотры граждан. При этом, выявленные в ходе диспансеризации работников отклонения в здоровье корректируются с участием средств работодателей комплексом лечебно-оздоровительных мер, включая санаторно-курортное лечение.

Особое внимание стороны социального партнерства уделяют организации детской оздоровительной кампании и не допускают снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом. На эти цели из регионального бюджета выделяются денежные средства, со стороны работодателей и профсоюзных организаций принимаются комплексные меры по сохранению и развитию сети детских оздоровительных учреждений, ежегодно организуются смотры-конкурсы организаций отдыха и оздоровления детей. В период новогодних праздников стороны принимают участие в долевом финансировании детских оздоровительных мероприятий.

Регулирование тарифов на услуги ЖКХ в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах ЦФО, производится в соответствии с действующим законодательством в рамках предельных индексов ростов тарифов, установленных ФСТ России на 2014 год.

В регионах округа при принятии тарифных решений учитывалась платежеспособность потребителей, социально-экономические последствия и возможности регионального и местного бюджетов. Сторонами социального партнерства регулярно проводился анализ соотношения роста заработной платы и тарифов на услуги. В ряде территорий рассматривались вопросы о мерах, принимаемых администрацией региона по обеспечению справедливого паритетного индекса цен на продукцию (услуги энергетики). В Ивановской области продолжалась реализация Резолюции круглого стола, проведенного совместно с Общественной палатой области по вопросу «Обоснованность тарифов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства и их влияние на качество жизни и платёжеспособность жителей Ивановской области».

В Московской области на 2014 год были утверждены стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированные по муниципальным образованиям и применяемые при предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг жителям области.

Средний рост тарифов в Костромской области во втором полугодии 2014 года составил 4,3%, при этом рост номинальной заработной платы составил 6,3%. В г. Москве рост тарифов с 1 ноября 2014 года составил 7%, с 1 июля переиндексация тарифов произошла в Белгородской области, при этом прирост совокупных коммунальных платежей для граждан на уровне 4-4,2%.

В Воронежской области осуществляется общественный контроль соотношения роста заработной платы и тарифов на услуги ЖКХ. В Тульской, Воронежской, Белгородской и других областях при органах исполнительной власти по тарифам созданы Экспертный и Общественный советы, в состав которых входят представители профсоюзов и работодателей.

В 2014 году в региональных бюджетах предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по предоставлению льготного проезда в пассажирском транспорте общего пользования категориям граждан, нуждающимся в оказании государственной поддержки. Во всех субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах ЦФО, разработана и действует нормативная правовая база, регламентирующая предоставление льготного проезда. В Тульской области в 2014 году право на получение единого месячного льготного проездного билета получили около 450 тысяч человек, в Воронежской области осуществляется ежемесячная денежная выплата по возмещению расходов на проезд указанным категориям граждан, включая работников здравоохранения, социальных работников, выполняющих служебные функции разъездного характера.

 

4. В области охраны труда и экологической безопасности стороны:

Реализуя государственную политику в области охраны труда и экологической безопасности, приоритетным направлением деятельности сторон социального партнерства остается сохранение жизни и здоровья работников – снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости посредством реализации системы мер, направленных на улучшение условий и охраны труда. В 2014 году в регионах округа были проведены заседания региональных комиссий по охране труда, на которых обсуждались проблемы в области охраны труда и принимались решения по их устранению. В региональных трехсторонних соглашениях закреплены конкретные показатели снижения уровня производственного травматизма и занятости работников на работах с вредными и опасными условиями труда.

В 2014 году использовалась «Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В ряде территорий проводился мониторинг по данному вопросу. (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Курская, Тульская области).

В г. Москве с 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вместо аттестации рабочих мест была введена специальная оценка условий труда. За отчетный период проведено 1460 инструментальных измерений опасных и вредных факторов производственной среды измерений на 592 рабочих местах, проконсультировано 2 885 представителей организаций.

В целом по округу наблюдается тенденция снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Например, в Тверской области за последние 7 лет численность травмированных на производстве уменьшилась в 2,6 раза, количество случаев профессиональной заболеваемости сократилось на 33%.

В регионах проводился анализ состояния и причин производственного травматизма с тяжелыми последствиями и смертельным исходом и разработка предложений по его профилактике (Брянская, Рязанская, Ивановская области).

Превентивными мерами, направленными на улучшение условий и охрану труда также относятся проведение конкурсов на лучшую организацию работы в области охраны труда среди организаций и предприятий, Дней охраны труда в муниципальных образованиях, работы по оценке рабочих мест, распространение передового опыта по построению системы управления профессиональными рисками в организациях. В регионах округа проводится информирование и консультирование работников и работодателей по вопросам охраны труда, развивается система обучения руководителей и специалистов. Для примера можно привести опыт Тульской области, где в результате комплексного подхода к вопросам охраны труда отмечается устойчивая тенденция снижения случаев травматизма на производстве. В целях пропаганды безопасных условий труда в апреле 2014 года в Белгородской области проведен семинар, участники которого ознакомились с работой ОАО «Комбинат КМАруда» г. Губкин. В Ивановской области в течение отчетного года организовано обучение около 4 тысяч руководителей, специалистов, предпринимателей, в Тамбовской области – свыше 2х тысяч человек, в Курской области – 6 тысяч человек, в Липецкой области – свыше 3,7 тысяч.

Эффективность системы государственного управления охраной труда в значительной мере зависит от организации соответствующей информационной поддержки. Интересен опыт Калужской области – одним из направлений совместной деятельности сторон социального партнерства стал месячник безопасности труда. Во всех средствах массовой информации были размещены соответствующие тематике информационные материалы, на областном канале «НИКА» транслировались видеоролики, в салонах общественного транспорта расклеивались тематические листовки и радио трансляторы озвучивали информацию об охране труда.

Обязательства по поддержанию безопасных и здоровых условий труда повсеместно включены в отраслевые и территориальные трехсторонние соглашения, а также в коллективные договоры организаций и предприятий округа.

В каждом субъекте Российской Федерации, находящегося в пределах Центрального федерального округа действуют государственные программы или подпрограммы в части улучшения условий и охраны труда. Активное участие в разработке программ в ряде регионов, например Костромской области, принимают представители профсоюзов и работодателей. Ежегодно с участием сторон социального партнерства разрабатываются проекты постановлений Правительства Воронежской области «Об итогах ежегодного областного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда».

В Белгородской области также имеется опыт разработки региональных нормативных правовых актов в области охраны труда и экологической безопасности с привлечением сторон социального партнерства: разработана долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Белгородской области в 2013-2020 годах», которая предусматривает экологическую реабилитацию 12 водных объектов.

В мае 2014 года во Владимирской области впервые был организован областной форум по экологической культуре «Культура и экология – путь в будущее», на котором, в том числе, обсуждены вопросы формирования эколого-нравственной культуры учащихся.

В решении экологических и природоохранных проблем сторонами социального партнерства ведется работа по обеспечению сохранности жизни и здоровья работников, осуществлению контроля за соблюдением законодательства по охране труда, экологической безопасности, реализацией государственной политики в области охраны труда и окружающей среды. Например, в ряде регионов прошла экологическая акция «Дни защиты от экологической опасности». В Московской области проведена областная акция «Наш лес. Посади свое дерево». На всей территории Центрального федерального округа стороны социального партнерства проводили благоустройство и озеленение прилегающих территорий, уборку отходов и косметический ремонт зданий, вывоз металлолома и мусора, в том числе организовывали субботники.

5. В области молодежной политики стороны:

В целях формирования активной жизненной позиции и усиления социальной защищённости молодых работников в Трехстороннем соглашении Центрального федерального округа вопросы работы с молодёжью выделены в отдельный раздел.

Субъектами Российской Федерации, находящимися в пределах Центрального федерального округа, утверждены и реализуются региональные программы по молодежной политике, предусматривающие комплекс мероприятий по оказанию социально-экономической поддержки и содействию занятости молодежи, качественному обновлению содержания профессионального образования, развитию наставничества на производстве.

Работодатели, участвуя в воспитательном процессе, направляют высококвалифицированных специалистов организаций для работы в качестве мастеров производственного обучения, устанавливают доплаты преподавателям профессионального цикла и мастерам производственного обучения, обеспечивают необходимые условия обучающимся для прохождения производственной практики. Стороны социального партнерства также организуют профориентационные экскурсии на предприятия и организации разных форм собственности для информирования молодежи при выборе профессии.

Вопросы по трудоустройству молодых специалистов и содействию занятости молодежи регулярно рассматриваются на заседаниях региональных трёхсторонних комиссий.

В целях стимулирования работодателей на создание временных рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в Московской области проводится конкурс на лучшую организацию, создающую временные рабочие места.

В Воронежской области заключены договора о совместной деятельности сторон социального партнерства с областными учреждениями начального профессионального образования по подготовке рабочих кадров для отраслей экономики региона.

Во Владимирской области создан Центр прогнозирования и содействия трудоустройству выпускников на базе Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г.Столетовых, работают агентства по трудоустройству молодежи в г. Владимире, г. Коврове, г. Муроме.

В Рязанской области особый акцент делается на работу с родителями – на родительские собрания в школы приглашаются работодатели, представители организаций среднего профессионального образования.

В Курской области для развития творчества молодежи, спорта и пропаганды здорового образа жизни ежегодно проводится областной творческий фестиваль работающей молодежи «Юность», в котором принимают участие свыше 2,5 тысяч человек. Сторонами социального партнерства в Тульской области проводится региональный конкурс «Студенческий лидер» среди профсоюзного актива студенческих профсоюзных организаций.

В Тверской области между Комитетом по делам молодежи и профсоюзами заключено соглашение о совместных действиях в отношении рабочей молодежи.

С целью увеличения представительства молодежи в органах исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, профсоюзных организаций и предприятий в регионах округа созданы и работают молодежные правительства, во всех муниципальных образованиях действуют молодежные советы.

Активно ведется взаимодействие с общественными молодежными организациями различной направленности, оказывается грантовая и имущественная поддержка. Например, в г. Москве ежегодно проводится конкурс социально значимых проектов «Молодая Москва», который предусматривает субсидирование части затрат некоммерческим организациям на проведение программ в сфере молодежной политики.

С целью распространения положительного опыта по работе с молодежью в Московской области проведены семинары-совещания с представителями молодежных общественных организаций и объединений по вопросам реализации молодежной политики в регионе.

На территории Центрального федерального округа принимаются меры по строительству доступного жилья, в том числе направленные на улучшение жилищных условий молодежи, например по созданию молодежных жилищных кооперативов – в Костромской области реализуется пилотный проект «Молодежный жилищно-строительный кооператив».

Развивается движение молодежных трудовых отрядов, расширяется их профиль: в регионах работают педагогические, строительные, сервисные, волонтерские отряды и др. В целях развития движения студенческих отрядов в Смоленской, Курской и других областях создан банк вакансий временных рабочих мест для студентов, желающих работать в летний период. В Белгородской области в ноябре 2014 года состоялся традиционный слет студенческих отрядов. В Тульской области впервые в 2014 году был организован отряд с научно-технической специализацией.

Большое внимание на региональном уровне стороны социального партнерства уделяют развитию массового спорта, пропаганде здорового образа жизни, развитию содержательного досуга и отдыха молодежи.

В 2014 году проводились молодежные конкурсы как на региональных уровнях, так и на уровне ЦФО. Так в 2014 году в г. Брянск прошел Форум работающей молодежи, учредителем и организатором которого выступила Общественная организация Федерация профсоюзов Брянской области, которая стала победителем конкурса президентских грантов неправительственным организациям. В г. Орле был проведен конкурс «Молодой профсоюзный лидер ЦФО 2014». Ежегодным стало участие молодых профсоюзных лидеров регионов во Всероссийском образовательном форуме «Селигер» и Всероссийском молодежном профсоюзном форуме «Стратегия».

6. В области развития социального партнерства:

В комиссии и общественные формирования, создаваемые исполнительными органами государственной власти для решения существующих в регионе социально-экономических проблем, включены представители отраслевых объединений профсоюзов и работодателей.

Проводятся встречи руководства регионов с профсоюзным активом.

Ведется работа по повышению ответственности бизнеса в развитии системы социального партнерства. При этом проводятся встречи с представителями крупных компаний, в ходе которых акцент делается на возможность создания первичных профсоюзных организаций, разработку и подписание коллективных договоров. Вместе с тем, проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии заметной положительной динамики в данной сфере. Несмотря на активную позицию сторон социального партнерства имеет место ряд фактов, свидетельствующих о нежелании инвестора или работодателя при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, обеспечивать условия для её создания. Также наблюдается снижение количества первичных профсоюзных организаций, например, в Тульской области их стало на 5,4 % меньше, чем в 2013 году.

Стороны социального партнерства, развивая систему участия работников и работодателей в досудебном разрешении коллективных трудовых споров, способствуют их предотвращению, снижению социальной напряженности. На протяжении последних лет на территории округа практически не было зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора. В рамках методического обеспечения в течение 2014 года проводились консультации с работодателями и работниками по вопросам труда и трудовых отношений, вопросов разработки и регистрации соглашений и коллективных договоров (например, Владимирская область). При возникновении разногласий между сторонами при заключении коллективных договоров проводилась правовая экспертиза, оказывалась практическая помощь в доработке документа.

В течение 2014 года в средствах массовой информации опубликовывались информационные материалы по вопросам социально-трудовых отношений, о решениях региональных трехсторонних комиссий, которые также размещались на официальных региональных сайтах.

В ноябре 2014 года в Курской области профсоюзами с участием администрации области проведена Международная конференция в Центральном федеральном округе «Незащищенные формы занятости», по итогам которой выработаны скоординированные меры сторон социального партнерства в решении проблем, связанных с нелегальной занятостью, легализацией «теневой» заработной платы и трудовых отношений граждан.

При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почетных званий Российской Федерации, учитывается мнение профсоюзов, результаты выполнения коллективного договора, отраслевого, регионального и окружного трёхсторонних соглашений.

 

События

Прошлый месяц Март 2024 Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 9 1 2 3
week 10 4 5 6 7 8 9 10
week 11 11 12 13 14 15 16 17
week 12 18 19 20 21 22 23 24
week 13 25 26 27 28 29 30 31
Нет событий